Ковры ручной работы

Дизайн, расцветки и узоры

Модели ковров в современном стиле удивляют количеством разных расцветок и узоров. Оригинальные варианты позволяют разнообразить дизайн интерьера, стать его изюминкой или ярким акцентом. Дизайнеры предлагают широкий ассортимент однотонных вариантов. Они всегда смотрятся выигрышно, поскольку характеризуются универсальностью.

Ковры с абстрактным принтом являются хорошим выбором для современного стиля или для оформления комнаты в направлении хай-тек. Геометрические узоры подобных изделий удивляют разнообразием.

Модели с природными и животными мотивами в узоре позволяют освежить помещение, внести новые нотки и краски в интерьер. Привлекательно смотрится коврик, который имитирует зеленую траву. Изображение животного также часто используется для декорирования ковров. Такое изделие точно станет изюминкой интерьера.

Ковры ручной работыКовры ручной работы

Важно знать

Прежде, чем приобрести дорогие стильные ковры в спальню, гостиную или кабинет, выбрать яркие для детской или же гобелены в библиотеку, нужно определиться с их размерами. Большие — уместны не везде, а порой и маленькие коврики способны по-настоящему преобразить помещение.

Напольные
Настенные ковры
В гостиную и спальню

Большие ковры площадью более 7 м2 являются самостоятельными элементами интерьера. Такие изделия нередко можно найти в графе «на заказ» любого магазина, предлагающего эксклюзивные элитные изделия мастеров-ткачей. Стоит выбрать большой ковер, если в помещении имеется значительное свободное пространство, не заставленное мебелью – в этом случае он будет смотреться великолепно, ведь узор будет полностью открыт.
Остановитесь на среднем размере, если необходимо выделить определённую зону в помещении, или же свободное пространство в комнате невелико

Важно помнить: диваны, кресла и стулья должны быть расположены таким образом, чтобы сидящие смогли поставить ноги на ковер свободно, не вытягивая их.

Выбираются тоже, прежде всего, исходя из размеров помещения. Они ни в коем случае не должны захватывать часть потолка или пола.
Лучше выбрать ковер на стену поменьше и разместить его так, чтобы он был виден целиком, а ваши гости могли оценить изысканность орнамента и насыщенность оттенков, окинув всю композицию одним взглядом.

Ковер в гостиной обычно располагается перед диваном или в центре зала

Можно приобрести для гостиной несколько маленьких ковриков, выделив таким образом разные зоны в комнате, а можно выбрать один большой. Он позволяет с комфортом расположиться на полу, прихватив несколько удобных подушек в декоративных чехлах, подобранных в тон.
Если вы хотите приобрести ковры в спальню, то стоит выбрать небольшие изделия, с одинаковым узором, разместив их по обеим сторонам кровати. Хотя для спальни подойдет и ковер большого размера, который займет все свободное простаранство от одной стены спальни до другой.

Ковры ручной работы

Что вы найдете на нашем сайте

Знатоки дорогих ковров готовы долго говорить и об особом плетении нитей, и о цветах, и о специфических узорах, по которым легко отличить непальские ковры от персидских или монгольских, а марокканские – от пакистанских и индийских. Мы же без лишних слов готовы предоставить элитные произведения от лучших ткачей мира, которые понравятся всем ценителям изысканных аксессуаров.

Вы ищете табасаранские натуральные ковры, изготавливаемые только вручную – гордость мастериц из Дагестана? Вам хотелось бы приобрести оригинальные изделия с очень высокой плотностью ворса, которые поставляет Монголия? Афганские, сделанные в согласии с вековыми традициями древнего народа? Ковры из Египта? Хотите купить ковёр ручной работы из Пакистана? А может, вас интересуют шедевры ковроткачества других стран?

У нас вы найдете не просто дорогие предметы интерьера или экзотические аксессуары. Изучите наши коллекции, выясните, которые пришлись вам по вкусу – и делайте выбор.

Делая покупку у нас на сайте, вы принесете в свой дом или офис частицу тепла и мудрости народов, которые уже сотни лет творят свои уникальные произведения искусства по законам красоты и гармонии. Дорогие ковры действительно станут вам дороги – ведь они будут хранить частичку души вашего дома.

Как выбрать?

Выбирая ковровое изделие, надо помнить о том, что самое главное в нём – не только дизайн и форма, но и материал, из которого он соткан. И плотность – отнюдь не показатель, главное – шерсть, шёлк, их качество

Немаловажно, с какого животного сострижена шерсть, что в неё добавляли. От этого зависит эластичность материала

Если вы наступите на изделие, на нём не должно оставаться видимого отпечатка.

Если магазин, в котором вы остановились, работает только с профессионалами, вам обязательно предложат сертификат качества. Эксклюзивные дорогие ковры характеризует и невозможность надлома – при скручивании они не должны терять внешний вид.

Ну и последний совет – шёлковые изделия можно проверить, если осторожно отделить кусочек нити и поджечь её. Запах паленых волос свидетельствует о высоком качестве изделия

Натуральные большие ковры

Натуральные ковры– это больше, чем часть интерьерного убранства. Они, как правило, дарят тепло и уют жилищу долгие годы. Вы можете сделать ремонт, купить новую мебель, поменять квартиру или дом – но вряд ли расстанетесь с любимым ковром. И даже полностью сменив стиль интерьера, вы непременно найдёте в новой обстановке место для дорогой вам вещи. Ведь большие ковры ручной работы, в переплетении которых, кажется, есть не только крепкие шерстяные или шёлковые нити, но и горячие лучи южного солнца, превращают обычное жилище в островок уюта, тепла и хорошего настроения.

Большие напольные ковры были с людьми сотни лет и останутся ещё на тысячелетия. В чём же их секрет? Может быть, в их замысловатых узорах и неповторимых оттенках цвета действительно скрыто неизвестное нам волшебство, делающее натуральные ковры из Египта или Ирана, персидские арабские шедевры ковроткачества, или произведения ткачей Индии и Турции хранителями домашнего тепла?

Как делают?

Техника изготовления авторских шедевров за многие годы практически не изменилась. Главное правило: необходимо тепло человеческих рук, в мире не существует двух абсолютно одинаковых изделий, выполненных вручную.

Необходимо знать, что изначально существует три вида ручных изделий: с ворсом, без ворса и войлочные.

Авторские ковры, выполненные вручную, бывают плетёными и ткаными. В плетёных коврах присутствуют узелки на нитях основания. В таких коврах бахрома и ворс бывают разной длины.

Ковры ручной работы

Если рукодельница ткёт ковер на станке, у таких изделий отсутствует ворс. Ворсовые изделия наиболее сложные в изготовлении. Для такого изделия необходимы три нити:

  • нить для основания;
  • уток – ковровый узел;
  • закрепляющая нить.

Над некоторыми моделями приходится работать одновременно сразу нескольким ткачихам.

Ковры ручной работыКовры ручной работы

Существует несколько видов узлов:

  • двойной турецкий;
  • берберский;
  • персидский одинарный – используется для орнаментов растительной темы;
  • испанский (4 нити);
  • тибетский.

Изделия без ворса, которые также ткут вручную, не требуют стольких тонкостей. В их производстве используют лишь две нити.

Виды

Ковровые покрытия ручной работы подразделяются на три основных вида: ворсовые, безворсовые, из войлока. Дополнительно такие изделия различают по форме (овальные, круглые, прямоугольные, ковровые дорожки) и размеру.

Ворсовые покрытия отличаются сложной структурой, что делает процесс изготовления таких изделий более трудоемким и тяжелым.

В исполнении такого вида покрытия применяются три нитки:

  • нить основания;
  • уток (образует ковровый узел);
  • нить, закрепляющая ряд узлов.
Популярные статьи  Краски для пластика: виды и применение

Модели из ворса подразделяют на узелковые и тафтинговые. Узелковые изделия считаются наиболее трудными в изготовлении. В то же время они обладают наибольшей красотой и ценностью – по сравнению с другими видами, изготовленными вручную. Узелковые изделия состоят из параллельных (основа), поперечных (вплетаются между параллельных и служат фиксаторами узелков) и узловых нитей.

Встречаются следующие разновидности узлов:

  • «гиордес» (турецкий двойной);
  • берберский;
  • «сенне» (одинарный персидский);
  • тибетский;
  • испанский.

Трафтинговые покрытия получили свое название благодаря способу производства. Ручной трафтинг представляет собой вшивание волокон и нитей (с помощью особого инструмента) на ранее заготовленную основу. К задней части изделия крепится дополнительное основание, которое скрепляет волокна.

Полотна без ворса более просты в производстве. При изготовлении таких моделей чаще всего используются две нитки: поперечная и продольная. Продольная нить является основой изделия, через которую продевается поперечная – в определенном порядке.

Модели без ворса делятся на:

  • сумахи;
  • килимы;
  • паласы.

Палас – наиболее простой и дешевый в изготовлении тип ковров ручной работы. Цветовая палитра паласов чаще всего однотонна (допускается исполнение изделия в полоску). Переплетение такой модели состоит из основы и нитей утка, что делает фактуру изделия внешне похожей на ткань.

Килимы отличаются оригинальным дизайном и невысокой стоимостью, что делает их популярными. Структура таких моделей содержит разнообразные орнаменты. Узор выполняется путем перекладывания нитей утка различных палитр по заданному изображению.

Сумахи – модели без ворса с разнообразными узорами. Особенность изготовления такого типа покрытия в том, что орнамент создается с помощью дополнительной цветной нити. Третью нить проводят вокруг нитей основания, что образует фактуру косички. Концы цветных ниток, из которых образуется узор, чаще выводят на изнанку изделия. На тыльной стороне ковра образуется некая подушка из нитей, которая хорошо сохраняет тепло.

Особенности дизайнерских ковров ручной работы

Эксклюзивный дизайн – основное отличие и главная особенность таких ковров. Их стиль является воплощением самых смелых фантазий автора, поэтому дизайнерские ковры называют еще и авторскими. Именно европейские дизайнеры дали начало популярным сегодня направлениям в ковроткачестве – Стертой классике (Erased Heritage), Абстракции, Минимализму.

Лучшие материалы. Любой дизайнер, продумывая концепцию будущего изделия, тщательно подбирает исполнителя и материалы. Как правило, авторские ковры производятся по специальному заказу на известных мануфактурах или у именитых частных мастеров Турции, Ирана, Индии. Они ткутся ручным методом из материалов высокого качества:

  • овечьей шерсти (новозеландской, тибетской или иранской);
  • козьей или верблюжьей шерсти (добавляется в небольших количествах к овечьей шерсти для придания шелковистости ворсу);
  • шелка;
  • натуральной и искусственной кожи;
  • вискозы или бамбукового шелка;
  • льняных, хлопковых или конопляных волокон.

Уникальные технологии. Для воплощения задумок автора применяются оригинальные методы обработки пряжи и ворса. Многие технологии разрабатываются по специальному заказу дизайнера, а их особенности держатся производителями в строжайшем секрете. Например, для придания ковру винтажности используется рельефная стрижка или структурное выжигание ворса, химическое обесцвечивание (размывание красок) или неравномерное окрашивание нитей. На некоторых полотнах могут применяться сразу несколько технологий.

Тканые ковры

Тканые ковры: паласы, килимы, сумахи. Альтернативное название тканых полотен – безворсовые ковры.

Палас наиболее технологически простой в изготовлении тип тканых ковров.

Для того чтобы соткать палас, на раму туго и плотно, одна к другой, натягивают нити основы. Они являются своего рода «скелетом» паласа. Нити основы образуют бахрому ковра ручной работы, в идеале они не видны на полотне ковра и их окрас не влияет на общую палитру.

Основные требования к ним – это нужная толщина и прочность. Основой для паласа могут быть нити из шерсти, хлопка, шёлка, а, иногда, и синтетики.

Поперечно нитям основы вплетается нить, называемая уточной, для паласа она является образующей. Цветовые сочетания этих нитей и составляют колористику и рисунок паласа.

Паласы являются безворсовыми двусторонними коврами, то есть не имеют технической стороны.

Палас наиболее распространённый тип тканого ковра. Традиции его изготовления свойственны народам Европы, Азии, Северной Африки и Латинской Америки.

Палас ручной работы всегда выгодно отличается от машинного не только высоким качеством, но и той положительной энергетикой, которой обладают вещи, являющиеся плодом кропотливого ручного труда.

КИЛИМЫ

Основные принципы ручного производства килимов идентичны технологии изготовления паласа (см. графу «Палас»). Но килим сложнее по своей структуре: уточная (поперечная основе) нить вплетается не от начала до конца ряда, а прерывается в определённых местах нитями других цветов. Делается это для получения своеобразного сложного (в сравнении с паласом) орнамента.

При этом, нить определённого цвета не прерывается на каждом ряду, а используется до окончания орнаментального элемента. Килим в классическом виде может иметь ритмичный геометрический орнамент (например ,традиционный дагестанский килим), либо крупный стилизованный растительный узор, который в силу технологических особенностей приобретает некоторую допустимую угловатость (болгарские килимы).

На стыке нитей разных цветов, при натяжении полотна килима, естественно наличие щелей, которые не проявляются при напольном использовании. Килимы, как и паласы, являются безворсовыми коврами двухстороннего пользования.

Существуют племенные килимы, производимые методом вышивания. Для этого типа изделий сначала вручную изготавливается однородное тканое полотно (типа паласа), на котором вышивается нужный орнамент. Вышитый рисунок не имеет технологических издержек, свойственных килимам, и использование тонких нитей вышивания дает возможность получить достаточно сложный рисунок. Но в данном случае поверхность килима приобретает некоторую шероховатость, так как нити рисунка незначительно, но все же выступают относительно нитей полотна (например, персидские килимы). И такого рода килимы имеют техническую и лицевую стороны.

Следует отметить, что существуют иранские килимы, при изготовлении которых сочетаются разные техники ручного ковроделия, свойственные как тканным, так и плетенным (ворсовым) коврам. То есть, по мере изготовления тканого основания орнамент производится плетенным (ворсовым). Таким образом, мастера ткут килимы с рельефным ворсовым узором. Данная методика часто используется и при изготовлении некоторых афганских килимов.

СУМАХИ

Сумахи производятся преимущественно из шерстяных нитей. Нити из хлопка используются иногда как нити основы, а в Иране существуют традиции изготовления сумахов из шелка.

Иранский шелковый сумах

Технология изготовления сумахов имеет несколько отличий от принципов производства килимов и паласов. Первое и основное заключается в наличии у сумаха, после каждого тканого разноцветного ряда, уточной непрерывной тонкой фиксирующей нити. То есть это нить чередуется с рядом нитей разных цветов поперечно на нитях основы. Таким образом, полотно сумаха не имеет на поперечных стыках цветов орнамента щелей, свойственных килиму. В каждом ряду нить определенного цвета, при необходимости, обрывается на обратной стороне сумаха с небольшим напуском, придавая его изнанке некоторую ворсистость.

Сумахи, в отличии от килимов и паласов, ковры одностороннего использования, то есть имеется и лицевая и техническая сторона. Вследствие наличия на технической стороне сумаха ворсистости по нему мягче ходить, что повышает его эксплуатационные характеристики.

Особенности изготовления сумахов позволяют получать как геометрические, так и растительные орнаменты различной степени сложности. Традиции изготовления сумахов широко распространены на Кавказе и в Иране. Например, всемирно известны прекрасные дагестанские сумахи.

Популярные статьи  Каркасно-панельне дома из СИП-панелей (SIP): минусы и плюсы. Какие СИП-панели выбирать для строительства

Производители

Ковровые изделия, создаваемые в результате ручной работы, производятся в разных странах. Однозначно сказать, где предлагается наиболее высокое качество, трудно.

Известные на весь мир персидские ковры сейчас производят на территории Ирана. Здесь развито семейное производство, существуют целые династии, в которых люди всю жизнь посвящают этой работе. Персидские ковры ткутся из овечьей шерсти, а их узоры отражают традиции местной культуры и обычаев.

В Пакистане также ткут из шерсти, украшая изделия геометрическими, флористическими узорами. Здесь изготавливают модели как одноуровневые, так и двухуровневые, отличающиеся по плотности и фактуре.

На особом счету у ценителей дизайнерских ковров изделия из Непала. Их отличает относительно светлая цветовая гамма, которая содержит богатые, благородные оттенки. Сплетенные особым тибетским узлом, они особенно прочны и долговечны. Материалом служат нити шерсти, бамбуковое волокно, шелк.

Китайские ковровые изделия для пола, изготовленные только с применением ручной работы, имеют как традиционные для этой страны узоры, так и современную стилистику. Китай одна из стран, где много веков назад зародилось ковроткачество.

Индия начала развивать ковроткачество во времена колониальной зависимости от Британии. Сначала здесь производились изделия, больше похожие на персидские, но позднее в мотивах узоров начали прослеживаться национальные особенности. Сейчас Индия стала ведущим экспортером авторских ковров в мире, уступая первенство Ирану.

Производство выполненных руками мастеров полотен с применением нитей из шерсти и других материалов развито и во многих других странах. Среди них Азербайджан, Афганистан, Турция и другие.

Ручная работа: как определить

Существует ряд признаков, по которым можно определить ручную работу. Зная о них, удастся купить изделие высокого качества и не оказаться обманутым нечестными продавцами.

Главные отличия ковров, изготовленных вручную, от заводских моделей:

  • Бахрома по краю не пришита к изделию, а выполнена из нитей основы, то есть как бы продолжает ковер;
  • Боковая обмотка изделия, созданного руками мастера, не может быть ровной, как этого удается добиться в условиях промышленного производства;
  • Узелки нитей у основания ворса;
  • Не всегда идеальная форма;
  • У моделей без ворса лицевая и изнаночная стороны идентичны;
  • Отсутствие заводской маркировки на изнаночной стороне;
  • Авторская нашивка мастера;
  • Незначительная несимметричность узора, разные оттенки нитей одного цвета;
  • Натуральный состав без примеси синтетики.

Еще один признак, по которому можно определить ручную работу, – гибкость изделия. Заводское производство предполагает использование клеевой основы, которая делает модель тяжелее, добавляет ей упругости, затрудняет сворачивание. Ковры, созданные вручную, имеют 100% натуральную основу, которая более мягкая и податливая.

Как определить?

Если вы решили украсить свою комнату ковром ручной работы, надо помнить о некоторых особенностях, чтобы не быть обманутым и не купить подделку, хоть и выполненную практически так, как хотелось бы.

Ковры ручной работы

Очень важно запомнить следующий момент. «Ручные» ковры отличаются от заводских по многим параметрам:

  • Если ваше изделие имеет бахрому, посмотрите внимательно, как она прикреплена к основному полотну – если она пришита, то ковер был изготовлен на станке. Бахрома ручных ковров является продолжением самого изделия.
  • У моделей прямоугольной или квадратной формы боковая обмотка не имеет идеальной формы. На изделиях машинной работы такая обмотка ровная и гладкая.
  • В основании ворса ковров ручной работы всегда присутствуют узелки.
  • Отсутствие маркировки на изнаночной стороне тоже говорит о том, что ковер выполнен вручную. На фабричных изделиях такая бирка обязательна.
  • В изделиях ручной работы могут присутствовать некоторые дефекты: мастера могут попросту пропустить маленькую деталь в орнаменте.
  • Ручные изделия всегда производятся из натуральных волокон, а фабричные – из синтетики.
  • Цвет нити в ручных изделиях тоже может быть неравномерным.

Ковры ручной работы

Настоящие «авторские» изделия легко сгибаются – в отличие от заводских, так как в последних всегда используется клеевая основа.

Ковры ручной работы выполняются из различных материалов:

Чаще всего – из шерсти овец. Правильный выбор шерсти, качественное изготовление пряжи позволят получить прекрасное изделие, способное прослужить своим владельцам не один десяток лет.
Также изделия ткутся из козьей или верблюжьей шерсти. Такие ковры обычно выполнены в тёмных тонах, так как такая шерсть не очень легко поддается окрашиванию

При выборе шерсти очень важно, сострижена она с молодого животного или со старого. В первом случае нить бывает мягкой и эластичной.
Хлопок – материал, из которого также получаются прекрасные ковры ручной работы. Хлопковая нить очень прочна, она не подвергается деформации, так как менее эластична, чем шерстяная.
Производят ковры и из шёлка

Нить, полученная из кокона шелковичного червя, очень тонка, её используют, если в рисунке ковра присутствуют сложные элементы узора.

Хлопковая нить очень прочна, она не подвергается деформации, так как менее эластична, чем шерстяная.
Производят ковры и из шёлка. Нить, полученная из кокона шелковичного червя, очень тонка, её используют, если в рисунке ковра присутствуют сложные элементы узора.

Доставка заказа по Москве и Московской обл.

Доставка заказов от 3 000 руб

по Москве в пределах МКАД БЕСПЛАТНО*!  1.Мы доставляем заказы:  ВНИМАНИЕ АКЦИЯ:Наш магазин запускает новую акцию с бесплатной доставкой по Московской области! Акция действует на все заказы на сумму покупки от 10 000₽. 

Мы делаем бесплатной доставку в Подмосковье при заказе от 10 000₽ в пределах 20 км от МКАД. Если Вы живете чуть дальше, например, в 25 км от МКАД, то доставка Вам обойдется вместо обычных 725₽, за минусом скидки в 500₽, всего 225₽ и так далее (при доставке 25-60 км, которая сейчас 1 500₽, будет 1 500 – 500 = 1 000₽)

Срок акции ограничен!
— по Москве в пределах МКАД- доставка за МКАД и в ближнее ПодмосковьеВнимание! Акция «Бесплатная примерка ковров»!

Подробные условия акции:

— если в момент доставки ковер не подошел, Вы вправе от него отказаться без компенсации нам 600 рублей. Если же Ваш адрес за пределами МКАД, то оплачивается только выезд нашего экспедитора за МКАД;

— примерка двух ковров для Вас также бесплатна – даже если не происходит покупка ни одного из двух примеряемых ковров;

— примерка трех ковров – 1 500 рублей (+ выезд за МКАД) независимо от результата выбора;

— компания «Ковер в Дом» оставляет за собой право отказать в бесплатной примерке клиентам, которые уже использовали данную услугу 2 раза подряд без покупки ковра;

— акция по одновременной примерке двух ковров распространяется не на весь ассортиментный ряд продукции. Уточняйте подробности у наших консультантов!

Также в период действия акции изменяются условия по возврату ковров для клиентов в Москве и Московской области.

Стоимость услуги по возврату ковра с повторным выездом нашего экспедитора по первоначальному адресу доставки (в тех случаях, когда Вы поняли, что ковер Вам не подходит не сразу в момент приемки товара, а в течение 2-х недель со дня покупки) сокращена до 350 рублей (вместо 1 000 рублей, которая была ранее!). Если Ваш адрес расположен за пределами МКАД, то стоимость возврата будет равна 350 руб. + стоимость выезда за МКАД, рассчитываемая отдельно при оформлении заказа в зависимости от километража. Если Вы не желаете оплачивать и данные 300 рублей, то у Вас остается в силе право вернуть (привезти) нам ковер самостоятельно по адресу самовывоза (г.Москва, ул.Маршала Захарова, д.7).Проверка заказа при получении

Основные отличия ковров ручной работы и машинного плетения, заметные со стороны

Ковры ручной работыДаже рассматривая мягкое полотно с бахромой на расстоянии, можно найти особенности, указывающие на ручную работу. 

Обратите внимание на такие признаки:

  • Отсутствие полной симметричности. Создавая свое изделие, мастер старается сделать рисунок как можно гармоничнее и симметричнее. Обычно элементы на полотне будут практически идентичными, но зеркального отображения не получится. Крошечные дефекты в рисунке заметны при спокойном рассмотрении узора. Небольшая деталь в одном месте может быть чуть-чуть смещена в сторону, с другой стороны угол линии сгиба пройдет не под тем углом. Иногда мелкие элементы могут теряться, исчезать.
  • Неравномерность расцветки. Материалы, подготавливаемые для работы, мастера красят небольшими партиями. Если внимательно рассматривать ручной коврик, становятся заметны переходы оттенков одного цвета. Возможно, они будут небольшими. Незнающие люди принимают их как дефект, снижающий цену на ковровое покрытие. В действительности такие переходы только поднимают стоимость, указывая на ручное качество.

Тканые ковры

Тканые ковры: паласы, килимы, сумахи. Альтернативное название тканых полотен – безворсовые ковры.

Палас наиболее технологически простой в изготовлении тип тканых ковров.

Для того чтобы соткать палас, на раму туго и плотно, одна к другой, натягивают нити основы. Они являются своего рода «скелетом» паласа. Нити основы образуют бахрому ковра ручной работы, в идеале они не видны на полотне ковра и их окрас не влияет на общую палитру.

Основные требования к ним – это нужная толщина и прочность. Основой для паласа могут быть нити из шерсти, хлопка, шёлка, а, иногда, и синтетики.

Поперечно нитям основы вплетается нить, называемая уточной, для паласа она является образующей. Цветовые сочетания этих нитей и составляют колористику и рисунок паласа.

Паласы являются безворсовыми двусторонними коврами, то есть не имеют технической стороны.

Палас наиболее распространённый тип тканого ковра. Традиции его изготовления свойственны народам Европы, Азии, Северной Африки и Латинской Америки.

Палас ручной работы всегда выгодно отличается от машинного не только высоким качеством, но и той положительной энергетикой, которой обладают вещи, являющиеся плодом кропотливого ручного труда.

КИЛИМЫ

Основные принципы ручного производства килимов идентичны технологии изготовления паласа (см. графу «Палас»). Но килим сложнее по своей структуре: уточная (поперечная основе) нить вплетается не от начала до конца ряда, а прерывается в определённых местах нитями других цветов. Делается это для получения своеобразного сложного (в сравнении с паласом) орнамента.

При этом, нить определённого цвета не прерывается на каждом ряду, а используется до окончания орнаментального элемента. Килим в классическом виде может иметь ритмичный геометрический орнамент (например ,традиционный дагестанский килим), либо крупный стилизованный растительный узор, который в силу технологических особенностей приобретает некоторую допустимую угловатость (болгарские килимы).

На стыке нитей разных цветов, при натяжении полотна килима, естественно наличие щелей, которые не проявляются при напольном использовании. Килимы, как и паласы, являются безворсовыми коврами двухстороннего пользования.

Существуют племенные килимы, производимые методом вышивания. Для этого типа изделий сначала вручную изготавливается однородное тканое полотно (типа паласа), на котором вышивается нужный орнамент. Вышитый рисунок не имеет технологических издержек, свойственных килимам, и использование тонких нитей вышивания дает возможность получить достаточно сложный рисунок. Но в данном случае поверхность килима приобретает некоторую шероховатость, так как нити рисунка незначительно, но все же выступают относительно нитей полотна (например, персидские килимы). И такого рода килимы имеют техническую и лицевую стороны.

Следует отметить, что существуют иранские килимы, при изготовлении которых сочетаются разные техники ручного ковроделия, свойственные как тканным, так и плетенным (ворсовым) коврам. То есть, по мере изготовления тканого основания орнамент производится плетенным (ворсовым). Таким образом, мастера ткут килимы с рельефным ворсовым узором. Данная методика часто используется и при изготовлении некоторых афганских килимов.

СУМАХИ

Сумахи производятся преимущественно из шерстяных нитей. Нити из хлопка используются иногда как нити основы, а в Иране существуют традиции изготовления сумахов из шелка.

Иранский шелковый сумах

Технология изготовления сумахов имеет несколько отличий от принципов производства килимов и паласов. Первое и основное заключается в наличии у сумаха, после каждого тканого разноцветного ряда, уточной непрерывной тонкой фиксирующей нити. То есть это нить чередуется с рядом нитей разных цветов поперечно на нитях основы. Таким образом, полотно сумаха не имеет на поперечных стыках цветов орнамента щелей, свойственных килиму. В каждом ряду нить определенного цвета, при необходимости, обрывается на обратной стороне сумаха с небольшим напуском, придавая его изнанке некоторую ворсистость.

Сумахи, в отличии от килимов и паласов, ковры одностороннего использования, то есть имеется и лицевая и техническая сторона. Вследствие наличия на технической стороне сумаха ворсистости по нему мягче ходить, что повышает его эксплуатационные характеристики.

Особенности изготовления сумахов позволяют получать как геометрические, так и растительные орнаменты различной степени сложности. Традиции изготовления сумахов широко распространены на Кавказе и в Иране. Например, всемирно известны прекрасные дагестанские сумахи.

Как делают?

Техника изготовления авторских шедевров за многие годы практически не изменилась. Главное правило: необходимо тепло человеческих рук, в мире не существует двух абсолютно одинаковых изделий, выполненных вручную.

Необходимо знать, что изначально существует три вида ручных изделий: с ворсом, без ворса и войлочные.

Авторские ковры, выполненные вручную, бывают плетёными и ткаными. В плетёных коврах присутствуют узелки на нитях основания. В таких коврах бахрома и ворс бывают разной длины.

Если рукодельница ткёт ковер на станке, у таких изделий отсутствует ворс. Ворсовые изделия наиболее сложные в изготовлении. Для такого изделия необходимы три нити:

  • нить для основания;
  • уток – ковровый узел;
  • закрепляющая нить.

Над некоторыми моделями приходится работать одновременно сразу нескольким ткачихам.

Существует несколько видов узлов:

  • двойной турецкий;
  • берберский;
  • персидский одинарный – используется для орнаментов растительной темы;
  • испанский (4 нити);
  • тибетский.

Изделия без ворса, которые также ткут вручную, не требуют стольких тонкостей. В их производстве используют лишь две нити.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: